Статьи
Нюансы государственных закупок

Сложности, связанные с электронными госзакупками, возникают с непривычки

В материале «Ждем перемен», опубликованном в газете «Литер» от 12 августа 2011 года, были перечислены факты, когда детские учреждения Астаны недополучали положенные товары из-за якобы некорректной работы сайта по электронным государственным закупкам. Своей точкой зрения по этому поводу с «Литером» поделился председатель правления ТОО «Центр электронной коммерции» Султанжан Ахметов.

государственные закупки в Астане

- Как вы можете прокомментировать ситуацию, описанную в нашей статье по поводу обстоятельств с госзакупками в Астане?

- Что касается ситуации в Астане, здесь стоит отметить, что это не проблема, а скорее системное явление, которое присутствовало определенное время в госзакупках. Раньше заказчик при проведении закупки писал: «Колбаса говяжья, 100 кг». Он размещал этот заказ без каких-либо требований, рассчитывая на добросовестных поставщиков. Но на практике заказ выигрывали так называемые «охотники за удачей», которые не полностью просчитали свои возможности, не разобрались в деталях заказа и просто «от фонаря» подали низкие суммы. Часто демпингующие как раз и выигрывают, а добросовестные остаются за бортом.

Но выиграть - это полдела, товар нужно поставить за те деньги, которые они обозначили в своем тендерном предложении. Но если предложенная ими цена ниже рыночной, то, естественно, страдает качество этого товара.

Или другая сторона вопроса, когда поставщик из одного региона выигрывает тендер в другой области, но не учитывает транспортные расходы. Естественно, чтобы не работать себе в убыток, он опять-таки экономит на качестве.

Вот видите, здесь проблема не в том, что веб-портал работает некорректно, а в том, что до сих пор участники рынка электронных госзакупок не учитывают вышеперечисленные очень важные моменты. Заказчики должны в первую очередь не просто размещать наименование заказа, но и полную техническую спецификацию данного продукта. Поставщики, в свою очередь, должны понимать, что необходимо не просто подать заявку и участвовать в тендере, но и потом работать по заявленным ценам, учитывая в себестоимости все предполагаемые расходы.

 

государственные закупки в Астане

- И все-таки почему возникла такая ситуация?

- В данном случае просто критиковать закон о госзакупках нельзя. Понятно, что эти посылы дойдут до законотворцев, в том числе и до нас, потому что мы принимаем участие во внесении изменений в закон. В случае с детсадом в Астане понятно, что они потребовали все параметры, но им, скорее всего, не повезло как раз с поставщиком, который взялся за дело, не рассчитав все нюансы. Иными словами, область или район на уровне акимата должны один раз закупаться централизованно, собрать заявки, после всем разослать. В случае если есть необходимость закупать товар, работу и услугу самостоятельно, то уже в скором времени планируется предусмотреть в законе статью, которая позволит производить закупку общей стоимостью до 100 МРП без процедуры госзакупок. Тогда у заказчика появится возможность приобрести необходимое на рынке.

Сейчас заказчики закладывают максимальные требования в спецификацию товара. Но и поставщиков стало меньше, так как недобросовестных мы заносим в «черный» список и сейчас они нигде не могут участвовать. Если прежде списки ограничивались десятками фирм, то сейчас счет идет на тысячи. То есть это реально те предприниматели, которые неадекватно подошли к оценке экономических возможностей своего бизнеса.

- Что делается, чтобы избежать подобного в будущем?

- Здесь стоит рассмотреть проблему с трех позиций. Во-первых, в рамках редакции закона «О государственных закупках» мы планируем ограничить действие ценовок, теперь они снова будут в ценовом коридоре до 4 тысяч МРП. На закупку всех остальных товаров, работ и услуг выше данной суммы необходимо будет проведение конкурса, а в нем как раз учитываются все параметры - качество, приближенность контрагента и другие показатели. Я думаю, теперь такие шутки не пройдут, когда поставщик подавал заявку, выигрывал и отказывался. В этом случае ему придется отвечать по всем параметрам. Не выполнил обязательства - выплати до 3 процентов банковской гарантии в доход бюджета. Во-вторых, со стороны заказчиков, безусловно, необходимо грамотное формирование требований к товару или к услуге. И, в-третьих, со стороны поставщиков - тщательный просчет затрат. Иными словами, нужно просчитать всю цепочку поставок, например из Шымкента в Павлодар, и заложить в цену. Невыполнение, повторюсь, автоматически повлечет включение в список недобросовестных поставщиков. В суде на это уходит около месяца, к нам часто приходят письма с требованиями включения поставщиков в данный реестр.

- Каковы результаты внедрения системы электронных государственных закупок?

- Экономия по ценовкам показала себя с лучшей стороны - 20 млрд тенге с начала 2011 года по сегодняшний день. В целом за три года работы электронной площадки экономия по электронным государственным закупкам способом запроса ценовых предложений составила более 58 млрд тенге. Понятно, что во время работы портала возникает много вопросов, но они все со временем находят свое решение.

государственные закупки в Астане

Уже можно говорить о том, что мы вскрыли целый пласт потенциала рынка, который до этого был недоступен малому и среднему бизнесу. Раньше тендеры были доступны лишь небольшой когорте поставщиков, которые вращались вокруг того или иного заказчика. То есть некоторые государственные органы имели свой список «поставщиков-любимчиков», с которыми они договаривались, сбрасывая им ценовки, а те в свою очередь поставляли товар. И все довольны: бюджет осваивается, рынок получает деньги в лице этих поставщиков. Все бы хорошо, если бы не закостенелость процесса, к которому все в итоге привыкают, а цены на товары уже не меняются, даже если рыночная стоимость в два раза меньше. Внедрение же системы электронных госзакупок дало толчок к появлению конкуренции на рынке, те поставщики, которые могут поставить качественный товар за меньшие деньги, получили возможность участвовать в госзаказе.

У индивидуальных предпринимателей раньше вообще не было шанса попасть на рынок госзакупок, если не договориться и не дать откат. Вопрос репутации и качества тогда никого не интересовал. Ныне же всех интересует и репутация, и качество, потому что все поняли, что с компьютером не договориться. Оказывается, подписывать договоры и продавать можно без взяток, и все, что требуется, - это грамотное и качественное исполнение всех обязательств.

Электронные госзакупки позволяют экономить от 20 до 25 процентов бюджетных средств. В дальнейшем планируется, что эта цифра будет корректироваться в меньшую сторону, потому что люди учатся экономить и не закладывать в бюджет суммы, превышающие в два раза цену на рынке. Внедрение электронных государственных закупок в Казахстане дало основу для грамотного планирования бюджета. Я думаю, что в скором времени экономия не будет превышать 10-15 процентов, это нормальная стандартная международная практика. Есть случаи, когда экономия составляла 50-80 процентов, однако это единичные эпизоды.

- Каким образом электронная система закупок борется с коррупцией?

- Как я уже говорил, с «машиной» не договоришься. Получается, что у заказчика теперь вообще нет инструментов для манипуляций при проведении закупок. Раньше было так: есть три поставщика, надо купить компьютер, заказчик звонит одному из поставщиков и просит, чтобы он договорился с остальными. Видите, процесс был полностью управляемый. Сейчас уже по количеству заявок наглядно видно отсутствие каких-либо договоренностей. Раньше в тендере участвовало 3-4 поставщика, сейчас 40-50. Не думаю, что можно договориться одновременно с 40 предпринимателями.

Мы однозначно сломали предыдущие схемы и механизмы работы заказчиков с поставщиками. Самое главное - прозрачность и транспарентность мы обеспечили, а это уже плюс, теперь уже от участников рынка госзакупок требуется желание работать качественно и ответственно.

Тэги: семинары в Астанегосударственные закупки в Казахстанеделопроизводство в Казахстанезакупки самрук казынаобучающие курсы в Астане

 
государственные закупки, закупки в группе компаний АО «Самрук-Казына» в казахстане, трудовое законодательство в казахстане, делопроизводство и документирование, кадровое делопроизводство в казахстане, бухгалтерский учет, МСФО, налогообложение и другие в казахстане
семинары обучение       курсы       Астана       Казахстан       государственные       закупки       Самрук       Казына       делопроизводство