Статьи
Бухгалтерский учёт

бухгалтерский учет - госзакупки в Астане

Бухгалтерский учёт, один из видов хозяйственного учёта; функция хозяйственного управления. Для социалистического Б. у. характерны единство методологии и общих принципов организации, возможность учёта данных в масштабе отдельных отраслей и народного хозяйства в целом, сопоставимость показателей учёта с показателями плана, полнота, точность и достоверность.   В СССР разработаны и применяются единые основные положения по учёту и отчётности, создан единый план счетов, введена и успешно действует единая система народно-хозяйственного учёта, представляющая достоверные, объективные сведения, необходимые как для руководства отдельными промышленными предприятиями, так и народным хозяйством в целом. Предмет Б. у. — средства, их источники и хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений, отраслей народного хозяйства, направленная на выполнение планов. Метод Б. у. — совокупность способов, применяемых для получения показателей, необходимых для управления социалистическими предприятиями: бухгалтерский баланс; документация и инвентаризация; оценка и калькуляция; счета и двойная запись; отчётность. Все названные элементы метода Б. у. применяются не изолированно, а как части единого целого.сть, ясность и экономичность. Социалистический Б. у. служит средством контроля за выполнением планов, контроля за сохранностью социалистической собственности, содействует внедрению и укреплению хозяйственного расчёта, выявлению и использованию внутренних ресурсов. Документация — основа построения системы Б. у., способ отражения в документах объектов Б. у. На каждую отдельную хозяйственную операцию или их однородную группу составляется документ — носитель информации, официальный, заранее установленной формы бланк, предназначенный для письменного оформления хозяйственных и др. операций и актов. Единое руководство Б. у. предопределяет создание единых (унифицированных) форм документов. Наряду с унификацией осуществляется стандартизация документов по размерам. Документы используются для предварительного и последующего контроля за сохранностью социалистической собственности, законностью и целесообразностью хозяйственных операций; для повышения ответственности руководителей за законность и целесообразность операций; для предупреждения нарушений и выявления злоупотреблений; для анализа хозяйственной деятельности; для юридических доказательства совершенных операций. Схемы документооборота предусматривают для каждого документа путь его движения и время обработки в отделах предприятия, организации или учреждения. С развитием автоматизации Б. у. применяются также др. носители информации. Не все явления могут быть отражены в документах, а также возможны неточности, ошибки и злоупотребления в Б. у. Поэтому документацию дополняют инвентаризацией (подсчётом в натуре хозяйственных средств и источников их образования). Полная инвентаризация охватывает все средства и источники. Частичная инвентаризация затрагивает один вид хозяйственных средств или их источников. Документацию и инвентаризацию применяют для получения первичных данных об объектах Б. у.

Документально оформленные хозяйственные операции и результаты инвентаризаций отражаются на счетах. Счета представляют собой специальные двусторонние таблицы, предназначенные для группировки и текущего учёта хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов, для выявления показателей, необходимых при руководстве промышленным предприятием. Левая часть таблицы — дебет, правая — кредит. Все счета подразделяются на основные, регулирующие, операционные и забалансовые. Основные счета предназначены для учёта и контроля состояния и движения хозяйственных средств и источников их образования. Они делятся на активные и пассивные. На активных счетах учитываются хозяйственные средства: по дебету — поступление (увеличение), по кредиту — их выбытие (уменьшение). Активные счета имеют дебетовое сальдо, показывающее остаток определённого вида хозяйственных средств. На пассивных счетах учитываются источники их образования. По кредиту пассивных счетов отражается увеличение, по дебету — уменьшение этих источников. Пассивные счета имеют кредитовое сальдо. Регулирующие счета служат для корректирования величины или оценки хозяйственных средств и источников их образования, учитываемых на основных счетах, для исчерпывающей характеристики объектов Б. у. Операционные счета используются для учёта и контроля хозяйственных процессов и выявления их результатов. Забалансовые счета предназначены для учёта по простой системе счетоводства хозяйственных средств, находящихся во временном пользовании предприятия.

Различают синтетические и аналитические счета. На синтетических счетах Б. у. ведётся обобщённо по экономически однородным группам. Аналитические счета предназначены для детализации содержания синтетических счетов по отдельным видам средств, источников и процессов. Каждая экономически однородная группа аналитических счетов объединяется определённым синтетическим счётом. Текущий Б. у. на синтетических счетах называется синтетическим Б. у., на аналитических счетах — аналитическим Б. у. Каждая хозяйственная операция отражается в дебете одного и кредите другого счёта в одинаковой сумме. Такой способ отражения операций называется способом двойной записи. При отражении хозяйственных операций на счетах между ними возникает взаимосвязь — один счёт по дебету связан с другим счётом по кредиту. Такая связь между счетами называется корреспонденцией счетов, а счета — корреспондирующими.

Хозяйственные средства, их источники и хозяйственные процессы разнородны. Для получения сводных, обобщающих данных применяется их оценка в стоимостном выражении. Преобладающим методом оценки хозяйственных средств является их фактическая себестоимость.

Наряду с фактической себестоимостью для оценки оборотных средств используются плановая себестоимость и оптовые цены. При этом для получения данных о фактической себестоимости отдельно учитывается разность между принятой оценкой и фактической себестоимостью. Б. у. основных средств ведётся по их первоначальной или восстановительной стоимости. Руководство предприятием (организацией) на основах хозяйственного расчёта предполагает выявление общей суммы затрат предприятия на производство продукции с целью контроля за их размером и выявления рентабельности промышленного производства. Это осуществляется при помощи калькуляции. Оценка и калькуляция применяются для выражения объектов Б. у. в обобщающем денежном измерении.

Проверка выполнения плана за истекший период требует подведения результатов работы промышленного предприятия по основным показателям (объём реализации продукции, выпуск продукции, её себестоимость, рентабельность и т.д.) с помощью бухгалтерской отчётности, одной из основных форм которой является бухгалтерский баланс.

Методологическое руководство Б. у. осуществляется министерством финансов СССР, которое по согласованию с ЦСУ СССР утверждает типовые планы счетов, типовые формы Б. у. и отчётности и инструкции по их применению. Основными нормативными документами, регулирующими организацию и методологию Б. у., являются: постановление Совета Министров СССР "О мерах по устранению серьёзных недостатков в организации бухгалтерского учёта и усилению его роли в осуществлении контроля в народном хозяйстве" (ноябрь 1964); "Положение о документах и записях в бухгалтерском учёте предприятий и хозяйственных организаций" (октябрь 1961); "Положение о главных (старших) бухгалтерах государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий, организаций и учреждений" (ноябрь 1964); "Положение о бухгалтерских отчётах и балансах государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций" (июль 1967) и т.д. Важнейшим директивным документом по Б. у. производства являются "Основные положения по планированию, учёту и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях" (1970). Система счетов Б. у. установлена единым планом счетов Б. у., утвержденным министерством финансов СССР по согласованию с ЦСУ СССР. В плане счетов указаны наименование и номера синтетических счетов первого порядка, наименование субсчетов, а также виды деятельности, в которых применяются эти счета. Все счета сгруппированы по экономически однородным группам. В инструкции к плану счетов дана подробная характеристика счетов и типовая схема их корреспонденции.

Б. у. ведётся в бухгалтерии предприятия, являющейся, как правило, самостоятельным структурным подразделением. Бухгалтерию возглавляет главный (старший) бухгалтер, подчинённый в административном отношении руководителю предприятия, а по вопросам ведения Б. у. и составления отчётности — главному бухгалтеру вышестоящей организации. Распоряжения главного (старшего) бухгалтера по вопросам Б. у. обязательны для всех работников предприятия. Существуют различные формы Б. у. (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, перфокарточная и др.). Применение той или иной формы Б. у. зависит от уровня механизации и централизации Б. у., размеров предприятия и прочее. Основными путями дальнейшего совершенствования Б. у. являются его механизация и автоматизация, централизация, усовершенствование методологических основ, упрощение и удешевление. Б. у. в различных отраслях народного хозяйства (строительстве, торговле, сельском хозяйстве и др.) имеет свои особенности, определяемые характером хозяйственной деятельности предприятий и организаций и принадлежностью их к одной из форм социалистической собственности (государственной или кооперативно-колхозной).

 

Тэги: семинары в Астанегосударственные закупки в Казахстанеделопроизводство в Казахстанезакупки самрук казынаобучающие курсы в Астане

 
государственные закупки, закупки в группе компаний АО «Самрук-Казына» в казахстане, трудовое законодательство в казахстане, делопроизводство и документирование, кадровое делопроизводство в казахстане, бухгалтерский учет, МСФО, налогообложение и другие в казахстане
семинары обучение       курсы       Астана       Казахстан       государственные       закупки       Самрук       Казына       делопроизводство