Статьи
Госзакупки в информатизации в Казахстане

Госзакупки в информатизации в Казахстане

Электронные государственные закупки в системе  информатизации  государственных  услуг в  Казахстане.

ХХ1 век безальтернативно начал развиваться с применением программных и телекоммуникационных средств в жизни общества на глобальном уровне, без которых сегодня  невозможно реализовать множество решений во многих сферах деятельности людей.  На уровне государственного управления и общественных отношений во многих странах мира широко развивается информатизация  в разных направлениях и сферах. К примеру, в Казахстане информатизация финансовой, налоговой, таможенной сфер с позиции государственного управления выступает важным направлением в реализации программ электронного правительства.

Портал электронного правительства в Казахстане был запущен в апреле 2006 года. На портале можно оплатить налоги, государственные пошлины и штрафы. Ежедневно портал посещают более 10 500 человек, выдается около 10 тысяч электронных справок. При запуске портала было реализовано 377 информационных услуг, охватывающих деятельность министерств образования и науки, труда и социальной защиты населения, индустрии и торговли, юстиции, финансов, здравоохранения, энергетики и минеральных ресурсов, Агентства по делам государственной службы и Национального банка. Первая электронная услуга появилась на портале в 2007 году. Это услуга Государственного центра по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по выдаче информации о поступлении и движении средств  вкладчика, которая  является одной из самых популярных и востребованных на портале.

В настоящее время портал электронного правительства Республики Казахстан обеспечивает доступ к 128 видам услуг, предоставляемых 17 государственными ведомствами Казахстана. За 2011 год через портал электронного правительства было оказано более 5 млн. электронных услуг и зарегистрировано более 96 тыс. пользователей. Сумма платежей, произведенных с использованием инфраструктуры электронного правительства в 2011 году составила порядка 19,5 млн. тенге. В 2012 году около 60% социально значимых услуг стали доступны на сайте , в 2013 году – 100% государственных услуг будут оказываться в электронном формате.

В рамках формирования электронного правительства, на его третьем транзакционном этапе была создана информационная система «Электронные государственные закупки», которая была введена в опытную эксплуатацию в октябре 2007 года, а  с 1 января 2010 года уже заработал портал государственных закупок в Казахстане.

Весьма положительно, что с переходом государственных закупок в Казахстане в электронный формат средняя суммарная экономия бюджетных средств  составила в 2011 году свыше 72 млрд. тенге, а за четыре года работы электронной площадки экономия по электронным государственным закупкам в Казахстане способом запроса ценовых предложений составила более 110 млрд. тенге.

Необходимо отметить, что внедрение информационных технологий в процесс проведения государственных закупок в Казахстане способствует его развитию, обеспечению прозрачности процесса, эффективности использования бюджетных средств, упрощению процедур участия потенциальных поставщиков, сокращению бумажного документооборота и затрат на проведение процедур государственных закупок в Казахстане и, в целом, направлено на поступательное социально-экономическое развитие экономики, сокращение коррупционных проявлений, развитие добросовестной конкуренции и доверие со стороны населения.  Безусловно, здесь следует отметить достаточно значительную работу Министерства финансов республики как на подготовительном этапе, так и  на этапах внедрения  данного механизма.

Мировая практика внедрения системы электронных государственных закупок в Казахстане показала свою эффективность. Отмечается, что внедрение систем электронных государственных закупок в Казахстане в среднем приносит экономию около 10–12% бюджетных средств.

Законодательной основой осуществления государственных закупок в Казахстане являются законы Республики Казахстан «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок» от 10 июля 2012 года, «Об информатизации» от 11 января 2007 года, «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 7 января 2003 года, также Правила проведения электронных государственных закупок в Казахстане (Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2012 года №623), которые постоянно совершенствуются с изменениями тенденций и требований времени. Государственные закупки в Казахстане ,  осуществляемые способом конкурса государственными структурами, начаты с 1 июля 2012 года  в Казахстане исключительно в электронном формате. Помимо электронного конкурса («е-конкурс») с этой же даты вводится новый способ осуществления государственных закупок в Казахстане – электронный аукцион («е-аукцион»). В ходе его проведения понижение цены поставщиками должно проходить в режиме реального времени («on-line» режим). «Е-аукцион» предназначен для закупа только тех товаров, работ, услуг, которые утверждены постановлением правительства от 19 марта 2012 года № 339, и годовой объем в денежном выражении которых превышает 6 миллионов 472 тысяч тенге (4 тысячи МРП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете). Такие новшества в систему государственных закупок в Казахстане внесены на основании ратифицированного Казахстаном Соглашения о государственных закупках, подписанного в рамках Единого экономического пространства Россией,  Белоруссией  и  Казахстаном.

В целях гармонизации законодательств в рамках Единого Экономического Пространства Законом Республики Казахстан от 8 июля 2011 года №457 было ратифицировано Соглашение между правительствами Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации о государственных закупках. Согласно ст. 17 Соглашения, вторым этапом для Республики Казахстан являлось внесение изменений в законодательство Республики Казахстан, направленных на приведение в соответствие законодательства с Соглашением и внедрение информационных систем, обеспечивающих процесс проведения закупок в электронном формате. В этой связи, с 1 июля 2012 года была введена в действие норма об обязательности проведения конкурсов и аукционов посредством электронных государственных закупок в Казахстане, за исключением конкурсов, проводимых в особом и специальном порядке (ст. 41, 42 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках»).

Тем не менее, в реальной практике, несмотря на существующие значительные достижения в сфере электронных государственных закупок в Казахстане имеются определенные недостатки. Работа по обучению предпринимателей на постоянной основе  выступает одним из важных моментов в  эффективном внедрении электронных государственных закупок в Казахстане.  Сами предприниматели считают, что электронные государственные закупки — это правильный путь. Однако главным критерием при государственных закупках в Казахстане является цена товара, когда выигрывает не самый лучший, а кто предложил лучшую цену. Есть возможность для ценовых сговоров при проведении тендеров. Обращаясь к пониманию сущности «цены», которая  призвана отражать стоимость продукта (товара ) в классическом варианте, к сожалению, понимание  цены, отношение людей к цене, использование цены как инструмента в денежных, финансовых отношениях, практически превратили «цену» в всемогущего регулятора во всех сферах деятельности и жизни общества. Однако вопросы теории и практики цены и ценообразования в рыночных отношениях требуют  особого исследования и это другая проблема.

Говоря о проблемах электронных государственных закупок в Казахстане, при систематизации  основных вопросов для решения проблем информатизации в обществе и, в частности, в сфере финансовой информатизации в Казахстане в условиях активной интеграции и функционировании  международных  экономических соглашений следует выделить ряд недостатков:

- это недостаток квалифицированных кадров в сфере государственных закупок в Казахстане, в частности, представителей заказчиков, отсутствие элементарных навыков работы с компьютерами. В нашей рекомендации уместно сказать  о системном проведении обучающих семинаров по обучению специалистов организаций в части проведения  государственных закупок в Казахстане, а также о введении отдельной траектории по подготовке профессионалов в государственных закупках. Считаем  необходимым включать повсеместно такие дисциплины в учебный процесс при подготовке финансистов, как «Теория и организация государственных закупок в Казахстане», «Электронные государственные закупки», «Правовые основы государственных закупок в Казахстане», «Теоретические основы ценовой политики» и т.д. Решением проблемы будет организация и обеспечение электронных обучающих площадок для студентов всех экономических специальностей, которые будут способствовать получению основных знаний и навыков в государственных закупок в Казахстане и поэтому включение дисциплин в модульно-образовательную программу  очень востребовано.

- остаются не до конца решенными вопросы коррумпированности и непрозрачности организаторов государственных закупок в Казахстане, «нечистоплотность» сотрудников государственных органов, несмотря на имеющиеся высокие достижения в этом направлении. В этой связи, рекомендуется дальнейшее усиление антикоррупционных норм законодательства в обществе, контроля за фактическим наличием закупленных товаров, услуг, работ. Думается, что ключевым решением данного вопроса станет внедрение с 2013 года такого способа государственных закупок в Казахстане как электронные аукционы.

- актуальной проблемой остается низкое качество товаров, приобретаемых заказчиками при проведении государственных закупок в Казахстане способом запроса ценовых предложений, поскольку основным критерием определения победителя из числа потенциальных поставщиков является – наименьшая цена.

Кроме того имеются проблемы, которые стали системными – недобросовестность и низкая ответственность поставщиков. Так, к примеру, заказчику для того, чтобы обезопасить себя от поставки некачественного товара, услуги, работ, необходимо все детально прописывать в проекте договора государственных закупок в Казахстане и технической спецификации к нему, что требует больших временных и трудовых затрат.

Также существует риск не подписания поставщиком договора государственных закупок в Казахстане по тем или иным причинам, известным только поставщику, что срывает сроки поставки товаров, оказания услуг и выполнения работ. Далее осуществляется длительная процедура включения данных поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков по решению суда, что также требует временных и трудовых затрат. Все данные проблемы в совокупности  приводят к переносу сроков достижения поставленных целей и выполнения задач, недолжному освоению выделенных бюджетных средств. Для решения проблем, относящихся к поставщикам предлагается усилить ответственность поставщиков на законодательном уровне.

- следующий недостаток - это отсутствие контроля за подготовкой технической спецификации, что послужило широкому распространению фактов «подгона» технической спецификации под конкретного поставщика. Требуется совершенствование законодательной базы и усиление контроля за подготовкой технической спецификации к конкурсной документации.

- наконец, наличие проблем технического характера в работе системы электронных государственных закупок в Казахстане. К примеру, сложность поиска на Веб-порталегосударственных закупок в Казахстане пользователями опубликованного объявления государственных закупок в Казахстане и проблемы при работе с порталом, которые парализуют работу, как частного сектора, так и государственных органов. Причиной является перегрузка базы данных из-за большого количества одновременно работающих пользователей. В качестве рекомендации можно сказать о совершенствовании и ускорении работы поисковой системы с возможностью сортировки по заданным критериям, а также расширении поисковой системы.

Исходя из систематизации недостатков в сфере электронных государственных закупок в Казахстане, следует сделать вывод, что для дальнейшего совершенствования организации процедуры государственных закупок в Казахстане требуются определенные изменения и мероприятия  на законодательном уровне,  техническое оснащение, повышение квалификации кадров,  усиление контроля со стороны финансовой системы за эффективностью данного механизма. При внедрении любой прогрессивной модели на основе высоких информационных технологий, ясно, что всегда присутствует человеческий фактор, от которого зависит результативность  идеи, а самое главное  - это достижение эффективности  в  финансовых отношениях  общества.

Тэги: семинары в Астанегосударственные закупки в Казахстанеделопроизводство в Казахстанезакупки самрук казынаобучающие курсы в Астане

 
государственные закупки, закупки в группе компаний АО «Самрук-Казына» в казахстане, трудовое законодательство в казахстане, делопроизводство и документирование, кадровое делопроизводство в казахстане, бухгалтерский учет, МСФО, налогообложение и другие в казахстане
семинары обучение       курсы       Астана       Казахстан       государственные       закупки       Самрук       Казына       делопроизводство