Бизнес-образование в Казахстане
Качественное бизнес-образование в Казахстане: миф или реальность?
Может ли казахстанский МВА на равных конкурировать с американскими и английскими программами, кто сегодня учится в отечественных бизнес-школах и в каком возрасте лучше туда поступать в интервью ректора АО «Академия регионального финансового центра города Алматы» Ольги Кузнецовой. Ольга Кузнецова - кандидат экономических наук, доцент, заслуженный работник образования РК. Работала в Международной Академии Бизнеса, Алматинской Школе Менеджмента, Казахской Государственной Академии Управления, Научно-исследовательском институте Систем Управления Министерства Приборостроения, имеет опыт работы в сфере консалтинга. Ольга Николаевна, не первый год вы работаете в сфере образования. На ваш взгляд, как за это время изменилось бизнес- образование в Казахстане? Отечественное бизнес-образование не может развиваться в отрыве от развития отечественного бизнеса и тенденций развития глобальной экономики. Бизнес- образование призвано отвечать запросам бизнеса и опережать его развитие. Казахстанский бизнес становится все более продвинутым, сегодня практически любая компания применяет инструменты стратегического менеджмента и маркетинга, переходит к концепции стратегического управления персоналом. Поэтому бизнес образование должно становиться все более проактивным, то есть опережать практику. К сожалению, не всегда теоретические подходы являются адаптированными к применению, бизнесменам нужны технологии и инструменты, а не концепции. Поэтому прикладной характер бизнес образования является приоритетным. Чем лично для вас привлекательна сфера образования? Почему вы стали развивать бизнес именно в этом направлении? Бизнес образование очень динамично, скорость обновления знаний здесь, наверное, одна из самых высоких. Бизнес - образование глобально, ведь кейсы западных стран, ставшие давно классическими, сегодня отражают действительность наших компаний. Получая степень МВА или посещая тренинги по отдельным функциям бизнеса, управленцы начинают говорить на одном языке – языке бизнеса, независимо от страны. Стратегическое видение, системный подход и эффективность – ключевые термины, за которыми лежат секреты успеха многих компаний. Все это очень актуально, интересно и востребовано. Моя стажировка в известных бизнес школах в середине 90-х гг. (SDA Bocconi, Maastricht School of Management) явилась основной движущей силой в разработке аналогичных программ для Казахстана (программы МВА и DBA). Последующая многолетняя работа с HEC Paris, Академией народного хозяйства при правительстве РФ (ныне РАНХ и ГС), многими другими бизнес- школами и университетами давала огромный потенциал в развитии программ в нашей стране. Можно ли вообще говорить о большой привлекательности казахстанского рынка программ MBA? Привлекательность казахстанского рынка программ МВА определяется двумя факторами: получение непосредственно образования и получение документа об образовании. По сравнению с программами классического образования, на программах бизнес - образования превалирующим фактором является именно получение знаний, хотя для продвижения и карьерного роста диплом МВА трудно переоценить. Интересно, что чем больше управленческий опыт претендента, тем большую ценность для него представляет именно качественная составляющая, непосредственно образовательная программа. К сожалению, увеличившийся поток претендентов на степень МВА с небольшим стажем работы и слабым управленческим опытом откровенно привлекает лишь наличие «корочки». Программы МВА высоко-рейтинговых бизнес - школ (американские на первом месте, а также ряда ведущих европейских школ) серьезно отличаются от наших отечественных программ. Их отличает высокая степень самостоятельной работы, глубина исследований и аналитики; высокая степень применения программного обеспечения для решения управленческих задач и ситуаций; гигантская учебная нагрузка и невероятная динамика. К сожалению, лишь немногие отечественные преподаватели способны задавать такой же темп и уровень преподавания. И если бизнес - школе удалось собрать такую команду экспертов, то ее программа будет наиболее востребованной. Следует учесть также и недостаточное знание иностранных языков, в первую очередь английского, что не позволяет использовать глобальные источники информации и, соответственно, снижает качество программ. Таким образом, казахстанские программы МВА конкурентоспособны на локальном рынке, но не на глобальном. Если речь идет о программе «двойного диплома», то тогда бизнес-школа, являющаяся партнером, конкурирует на глобальном рынке и, соответственно, обладатель степени МВА становится также более конкурентоспособным. Как вы считаете, знания, которые дают в отечественных бизнес-школах, подходят к казахстанской действительности? Как раз об этом мне и хотелось сказать, подчеркивая преимущества казахстанского бизнес - образования. Адаптация к условиям отечественной практики, освоение классических концепций на примерах казахстанских компаний – это наибольшая ценность, которую можно получить, обучаясь в своей стране. Задача казахстанских тренеров, преподавателей – адаптировать, уточнить разработанные в западных странах модели управления, подсказать, что является для нас приемлемым, какие возникают прикладные проблемы при внедрении, как учитывать особенности страны, менталитета, ресурсов, стилей и методов управления. На каком этапе, по вашему мнению, правильнее было бы получать бизнес-образование? Для максимальной пользы от обучения на программе МВА нужен опыт работы в бизнесе, обязателен управленческий опыт, иначе претендент будет иметь смутное представление об естественных конфликтах в бизнесе, основанных на ограниченности ресурсов, разнонаправленности целей функциональных подразделений и не сможет применить полученные идеи для эффективных решений. Бизнес - образование не имеет границ и ограничений, на каждом этапе карьерного цикла оно необходимо: как в начале становления и акселерации карьеры – для систематизации знаний, так и в последствии – для концептуализации собственных идей, опыта и открытий. Общеизвестно, что на MBA едут ради связей. Как вы считаете, реально ли обучаясь на программах MBA в отечественных бизнес-школах завязать такие полезные личные связи? Кто сегодня учится в наших бизнес-школах? Развитие связей – Networking – одно из преимуществ и выгод обучения на программах МВА. В западных странах – это использование возможностей ассоциаций выпускников, продвижение при рекрутинге; в наших условиях – это в большей степени деловые контакты, возникновение стартапов, перерастающих в успешный бизнес, продвижение и карьерный рост. В казахстанских бизнес - школах обучается авангард отечественного бизнеса, наиболее передовая его часть – стремящиеся к успеху, к саморазвитию, энергичные, активные, целеустремленные личности. Расскажите об основных программах обучения Академии РФЦА. Что чаще всего выбирают студенты? Академия РФЦА осуществляет обучение по двум направлениям: первое - широкий перечень программ для специалистов финансового рынка; второе - программы для управленцев, работающих в любых отраслях экономики. Расскажу только о двух программах для управленцев, наиболее востребованных в настоящее время. Для тех, кто уже имеет управленческий опыт, владеет английским языком и готов работать по формату европейской бизнес школы - программа «Executive MBA» от партнера Академии - HEC Paris, по окончании которой слушатель получает сертификат HEC Paris. Для начинающих управленческую карьеру – программа Practical MBA, в сжатом формате дающая возможности освоить основные функции бизнеса, в которых руководитель ежедневно принимает решения. Программа имеет ярко выраженный прикладной характер, построена на материалах казахстанских компаний, завершается проектом по решению конкретной управленческой задачи по выбору слушателя или компании. Очень эффективна программа в корпоративном формате – то есть по заказу конкретной компании, что позволяет решать приоритетные управленческие задачи в режиме реального времени и при консультативной поддержке тренеров и преподавателей. В программах краткосрочного формата уникальны в своем роде международные семинары, назову лишь некоторые ближайшие: «Стратегия роста» (октябрь), «Гарвардская модель переговоров» (ноябрь) и т.д. Какую роль Академия играет в трудоустройстве своих выпускников?
Так как в Академии нет программ бакалавриата, а наши слушатели и выпускники в большинстве своем работающие люди, то проблемы их трудоустройства не существует. Более того, к нам стекаются предложения о поиске кандидатов на позиции от наших же выпускников, и мы часто помогаем найти требуемых специалистов, осуществляя ту интеграцию и нетворкинг, о которых говорилось выше. Одна из целей Академии обучение управленцев и предпринимателей новому стилю мышления. Что в вашем понимании значит это «новое мышление»? В моем понимании новое мышление – это отказ от стереотипов, креативность, технологизация. По вашему мнению, какими знаниями и навыками должен обладать руководитель, чтобы оставаться эффективным в долгосрочной перспективе в бизнес-образование в Казахстане? Способность к обучению и саморазвитию, стратегическое видение, системность, структурированность. В свете развития информационных технологий, насколько актуальна тема онлайн бизнес-образования? Онлайн обучение открывает безграничные возможности – вы можете присутствовать на лекции или семинаре практически любого гуру из любой точки мира, при минимальных затратах, имея возможности интерактивного диалога, участия в дискуссии... Все эти опции (стоимость, доступность) зависят от организаторов, и с развитием конкуренции становятся все более привлекательными. Я не пропагандирую онлайн обучение вместо классического в аудитории, я считаю необходимым развивать его вместе с привычным, контактным, живым обучением.
Тэги: семинары в Астане, государственные закупки в Казахстане, делопроизводство в Казахстане, закупки самрук казына, обучающие курсы в Астане
|