Налогооблажение в Казахстане |
Налогооблажение в КазахстанеДействие на протяжении последних трех лет нового Налогового кодекса РК с его новой либеральной системой налогообложения свидетельствует о серьезном намерении Казахстана занять лидирующие позиции в мировой налоговой системе путем создания в нашей стране привлекательного для международного бизнеса налогового и инвестиционного климата. Следует отметить, что со стороны Казахстана действительно предпринимаются осмысленные меры по повышению конкурентоспособности нашей налоговой системы для привлечения в экономику Казахстана дополнительных иностранных инвестиций, международного капитала и в целом организованного бизнеса. И если раньше взоры и устремления нашего государства были направлены в основном на преодоление внутренних проблем в налогообложении, то сейчас Казахстан кардинально пересмотрел взгляды на свое место в мировой налоговой системе и существенно поменял направления своей внешней налоговой политики. Жесткая налоговая конкуренция в мире побудила Казахстан, с одной стороны, значительно либерализовать свою налоговую систему, уменьшить количество налогов и их ставки по основным видам налогов, упростить для налогоплательщиков налоговые процедуры налоговой регистрации, ведения налогового учета и представления налоговой отчетности, сделав тем самым нашу налоговую систему одной из самых привлекательных в мире. А с другой стороны, Казахстан в своем налоговом законодательстве значительно расширил ареал своей налоговой юрисдикции за счет иностранного элемента. Как известно, Казахстан при установлении своей налоговой юрисдикции использует смешанный принцип налогообложения, распространяя действие своих налоговых законов как на резидентов РК, независимо от места получения ими доходов (принцип резидентства), так и на нерезидентов РК, осуществляющих свою налогооблагаемую деятельность в РК через постоянное учреждение либо получающих доходы из источников в РК (принцип территориальности). Подобный принцип построения налоговой системы нашего государства представляет собой хотя и экстенсивный, но очень эффективный механизм расширения совокупной налоговой базы за счет иностранного элемента. Для решения этой задачи казахстанский законодатель уточнил в ст. 189 НК РК понятие «налогового резидентства», значительно расширил в ст. 191 Налогового кодекса РК пределы понятия «постоянного учреждения нерезидента в Казахстане» и существенно пополнил в ст. 192 НК РК перечень доходов из источников в РК. Вместе с тем в своей конкурентной борьбе с другими иностранными государствами Казахстан вынужден считаться с установленными в мировом сообществе правилами международной налоговой политики. Поэтому помимо налоговой конкуренции, осуществляемой по собственным правилам, Казахстан вынужден также предпринимать и конкретные шаги в направлении международного сотрудничества с зарубежными странами в сфере регулирования международных налоговых отношений. В этом отношении не следует забывать о том, что расширение сферы налоговой юрисдикции нашего государства небезгранично. Казахстан в методах своей налоговой конкуренции также скован тем, что он обязан уважать принципы и нормы международного права и суверенитет других государств, проводить политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров (ст. 8 Конституции РК). Перефразировав известный категорический императив И. Канта, можно сказать, что налоговый суверенитет и налоговая юрисдикция любого государства заканчиваются там, где начинаются налоговый суверенитет и налоговая юрисдикция других государств. Кроме того, не следует забывать и о том, что чрезмерное увлечение любым государством либерализацией своего налогового законодательства таит в себе угрозу возможности признания другими государствами такой страны налоговым оффшором и применения по отношению к нему антиоффшорного законодательства (живые примеры чему уже имеются в современной мировой практике). Наше государство также негативно относится к государствам со льготным налогообложением, признавая таковыми государства, в которых ставка подоходного налога составляет менее 10% или в которых существуют законы о конфиденциальности информации о налогоплательщиках и объектах налогообложения (п. 4 и 5 ст. 224 НК РК). К налоговым резидентам государств с льготным налогообложением применяются все возможные негативные налоговые последствия, которые отвращают от них практически всех налогоплательщиков-резидентов в их внешнеэкономической деятельности.
Тэги: семинары в Астане, государственные закупки в Казахстане, делопроизводство в Казахстане, закупки самрук казына, обучающие курсы в Астане |