Налогооблажение в Астане |
Налогооблажение в АстанеОднако, на наш взгляд, налоговая конкуренция Казахстана в отношениях с иностранными государствами заключается не только в создании на национальном законодательном уровне условий для предпочтительного осуществления всеми абстрактными налогоплательщиками своей налогооблагаемой деятельности в Казахстане и в урегулировании на международном уровне международных налоговых отношений. Помимо этого крайне важна и необходима адекватная и полноценная реализация прогрессивных норм налогового права и международных налоговых договоров на практике усилиями всех субъектов правоприменения - налоговых органов, органов финансовой полиции и судов в отношении уже конкретных налогоплательщиков. И если в первом аспекте налоговой конкуренции наше государство значительно преуспело, то во втором до сих пор приходится слышать серьезные нарекания со стороны налогоплательщиков и налоговых экспертов. Безусловно, сегодня в Казахстане одни из самых низких ставок налогообложения в мире. По сравнению с нашими ближайшими, да и дальними соседями - это несомненное конкурентное преимущество. Но несовершенное и репрессивное законодательство об ответственности за налоговые правонарушения, громоздкие контрольные налоговые процедуры, отсутствие ценностных установок и активной гражданской позиции судей и налоговых органов в налоговом правоприменении зачастую нейтрализуют благие намерения нашего законодателя. Помимо этого, риски неадекватного применения казахстанскими налоговыми органами и судами самих прогрессивных норм налогового права и международных налоговых договоров также отпугивают иностранных инвесторов и международный капитал от вхождения в экономику Казахстана. И указанные негативные явления в нашей правовой действительности следует признать явными конкурентными недостатками Казахстана. В качестве позитивного момента следует указать на то, что с принятием нового Налогового кодекса РК налоговые органы наконец-то признали, что реализация норм международных налоговых договоров может осуществляться всеми участниками налоговых правоотношений непосредственно без их администрирования усилиями и индивидуальными правоприменительными актами налоговых органов. Свидетельством этому служит утрата приказом министра финансов РК от 3 октября 2002 г. № 469 «Об утверждении Правил администрирования международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (имущество), заключенных Республикой Казахстан» своей силы с 1 января 2009 года /Приказ министра финансов РК от 9 января 2009 г. № 5/. Тем самым в налоговом законодательстве РК был реализован конституционный принцип непосредственности применения международных договоров. В силу прямого конституционного установления, предусмотренного п. 3 ст. 4 Конституции РК, международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Таким образом, с 1 января 2009 г. в практике налогового правоприменения была аннулирована методологическая основа для существования кривотолков и разночтений по поводу того, кому и как разрешено применять нормы международных налоговых договоров: всем тем, кому они адресованы (налогоплательщикам, налоговым агентам, налоговым органам, судам), или же только уполномоченным на их применение государственным органам (налоговым органам и судам). Ранее считалось, что только после проверки налоговыми органам условий для применения норм международных налоговых договоров и соответствующего разрешения на их применение путем издания индивидуального правового акта налогоплательщики и налоговые агенты могли использовать в своей деятельности их положения. Зачастую на практике применение норм налоговых конвенций рассматривалось как соответствующая льгота, использование которой было возможно только после получения специального разрешения налогового органа или только по предварительному согласованию с ним. В настоящее время все встало на свои места, и даже в новом Налоговом кодексе РК более нет упоминания об «администрировании» международных налоговых договоров усилиями налоговых органов, как это существовало ранее по соответствующим Правилам. Управомоченные по налоговым конвенциям субъекты налоговых правоотношений могут непосредственно использовать предоставленные им права. Обязанные субъекты обязаны непосредственно исполнять возложенные на них обязанности. Все субъекты налоговых правоотношений должны соблюдать нормы налоговых конвенций и предусмотренных ими запретов. А уполномоченные государственные органы (налоговые органы и суды) должны применять нормы международных налоговых договоров к конкретным жизненным ситуациям, когда это прямо входит в их компетенцию (при осуществлении налогового контроля, корректировке налоговых обязательств и при проверке правомерности использования их положений остальными участниками налоговых правоотношений). Другими словами, в практике непосредственного применения норм международных налоговых договоров нет более их администрирования. Есть только реализация всеми участниками налоговых правоотношений относящихся к ним норм и последующая проверка правильности использования прав и исполнения обязанностей в рамках правоприменительной деятельности налоговых органов и судов. Однако и подобная «революция» в непосредственном действии норм международных налоговых договоров не уменьшила проблем в правоприменении. Ни для кого не секрет, что зачастую нормы налоговых конвенций отличаются в своем содержании от норм налогового законодательства РК. Попросту говоря, нормы международных налоговых договоров и национального налогового законодательства конфликтуют друг с другом. Конфликтность указанных норм приводит, в свою очередь, к появлению проблем с их пониманием, толкованием и применением.
Тэги: семинары в Астане, государственные закупки в Казахстане, делопроизводство в Казахстане, закупки самрук казына, обучающие курсы в Астане |